Выступление Генерального секретаря ООН в ходе Диалога высокого уровня по вопросам финансового развития, Генеральная Ассамблея ООН (20 сентября 2023 г., Нью-Йорк)
20.09.2023
Ваши Превосходительства, дамы и господа,
Из всех вопросов, которые мы будем обсуждать на этой неделе, финансовый является, вероятно, самым важным.
Ведь финансирование развития — это топливо, обеспечивающее прогресс в реализации Повестки дня на период до 2030 года и Парижского соглашения.
Сегодня это топливо на исходе, а двигатель устойчивого развития глохнет и застревает, давая отдачу в обратную сторону.
Сейчас, когда мы находимся на полпути к достижению Целей устойчивого развития (ЦУР), прогресс в решении наших самых главных приоритетных задач - борьбы с бедностью и голодом - впервые за последние десятилетия обратился вспять.
Пандемия коронавируса и климатический кризис оказывают разрушительное и долгосрочное воздействие на экономику развивающихся стран.
Вторжение России в Украину усугубило экономическую нестабильность, привело к росту стоимости продовольствия, энергоносителей и финансовых операций.
Резкое повышение стоимости жизни затрагивает миллиарды людей во всём мире.
Правительства утопают в долгах. Растущие процентные ставки выжимают из развивающихся стран все соки.
Не выполняются обязательства ни по Программе официальной помощи в целях развития, ни по финансированию климатических проектов.
Налицо резкий и нарастающий разрыв между странами, имеющими доступ к финансированию на приемлемых условиях, и теми, которые лишены этого и которые в результате отстают еще больше.
Цифры говорят сами за себя. Разрешите мне привести три показателя.
Дефицит финансирования ЦУР превратился в целую пропасть, по оценкам, он составляет 3,9 трлн. долл. в год.
Для развивающихся стран стоимость займов в восемь раз выше, чем для развитых, — это долговая ловушка.
А каждая третья страна в мире сегодня подвержена высокому риску бюджетного кризиса. Более 40 процентов людей, живущих в условиях крайней нищеты, приходятся на страны с серьезными долговыми нагрузками.
В недавнем прошлом был предпринят ряд дружественных усилий, направленных на то, чтобы помочь развивающимся экономикам пережить финансовый кризис: такие как Инициатива Группы двадцати по приостановке обслуживания долга и распределение Специальных прав заимствования Международным валютным фондом.
Но этого недостаточно.
Ваши Превосходительства,
Очевидно, что системные проблемы финансирования устойчивого развития требуют системного решения: реформирования глобальной финансовой архитектуры.
Ныне существующая система была создана в то время, когда многие современные развивающиеся страны еще находились под колониальным господством. Она сильно искажена в пользу развитых стран.
И все это время она не соответствовала темпам роста мировой экономики. Взнос в счет оплаченного капитала Всемирного банка в процентном отношении к мировому ВВП составляет лишь пятую часть от суммы 1960 года.
Я вновь призываю к проведению конференции, подобной Бреттон-Вудской, где нации могли бы собраться вместе, чтобы договориться о глобальной финансовой архитектуре, отражающей современные экономические реалии и соотношение сил.
Я рассчитываю на вашу поддержку предложенных реформ как в рамках Саммита будущего, так и после него.
Однако, несмотря на важность этих структурных реформ, они потребуют времени, а времени у нас мало.
Повестка дня на период до 2030 года может оказаться недостижимой для нас раньше, чем она принесет какие-то результаты.
Поэтому я призываю правительства предпринять немедленные шаги по спасению ЦУР.
Предложенный мною Механизм стимулирования реализации ЦУР (SDG Stimulus) позволит ежегодно выделять не менее 500 млрд. долларов США в виде доступного долгосрочного финансирования инвестиций в устойчивое развитие и борьбу с изменением климата.
Увеличение капитала многосторонних банков развития и изменение их бизнес-модели позволило бы правительствам значительно увеличить объемы инвестиций в развитие и в климатические программы.
Рекапитализация и совершенствование механизмов взаимодействия позволили бы банкам изменить свой подход к оценке рисков, улучшить условия кредитования и привлечь огромные объемы частного финансирования по разумной ставке для развивающихся стран.
Правительства могли бы создать эффективный механизм урегулирования долговых проблем, предусматривающий возможность приостановки платежей и включения в процесс частных кредиторов, который распространялся бы на страны со средним уровнем дохода.
Они также могли бы увеличить объем финансирования на случай непредвиденных обстоятельств. Я призываю к перенаправлению дополнительных 100 млрд. долл. в рамках специальных прав заимствования, в первую очередь через многосторонние банки развития, и к обращению к иным инновационным методам оказания помощи нуждающимся странам.
Развитые страны должны выполнять свои финансовые обязательства перед развивающимися, в том числе в отношении климатических вопросов.
Они должны выполнить обещание по предоставлению развивающимся странам 100 млрд. долларов США, кардинально увеличить адаптационное финансирование, пополнить Зеленый климатический фонд ООН и ввести в действие Фонд компенсации потерь и ущерба ко времени проведения КС-28.
Кроме того, все страны должны привести национальные бюджеты в соответствие с ЦУР, а также решить проблему снижения налоговых ставок и незаконных финансовых потоков.
Ваши превосходительства,
Дискуссии о реформе финансовой системы ведутся от Бриджтауна до Парижа и Дели.
Я приветствую поддержку Группой двадцати Механизма стимулирования реализации ЦУР, укрепления многосторонних банков развития и увеличения финансирования развития и климатических программ.
Декларация Саммита по ЦУР является ярким подтверждением необходимости принятия решительных финансовых мер для достижения Целей устойчивого развития.
Настало время перейти от слов к активным действиям.
Потому что ЦУР - обещание, данное народам мира, - не могут ждать.
Мир, разделенный на обеспеченных и неимущих, уже становится причиной глобального кризиса доверия.
Я призываю вас использовать данный Диалог высокого уровня в качестве площадки для конструктивного взаимодействия с упором на творческие и практические решения в области финансирования, которые могли бы быть реализованы в ближайшие месяцы и годы.
Вместе мы обязаны превратить этот кризис в момент возможностей, найти совместные финансовые решения для восстановления глобальной солидарности и придать новый импульс прогрессу в деле устойчивого развития и борьбы с изменением климата.
Спасибо.
Из всех вопросов, которые мы будем обсуждать на этой неделе, финансовый является, вероятно, самым важным.
Ведь финансирование развития — это топливо, обеспечивающее прогресс в реализации Повестки дня на период до 2030 года и Парижского соглашения.
Сегодня это топливо на исходе, а двигатель устойчивого развития глохнет и застревает, давая отдачу в обратную сторону.
Сейчас, когда мы находимся на полпути к достижению Целей устойчивого развития (ЦУР), прогресс в решении наших самых главных приоритетных задач - борьбы с бедностью и голодом - впервые за последние десятилетия обратился вспять.
Пандемия коронавируса и климатический кризис оказывают разрушительное и долгосрочное воздействие на экономику развивающихся стран.
Вторжение России в Украину усугубило экономическую нестабильность, привело к росту стоимости продовольствия, энергоносителей и финансовых операций.
Резкое повышение стоимости жизни затрагивает миллиарды людей во всём мире.
Правительства утопают в долгах. Растущие процентные ставки выжимают из развивающихся стран все соки.
Не выполняются обязательства ни по Программе официальной помощи в целях развития, ни по финансированию климатических проектов.
Налицо резкий и нарастающий разрыв между странами, имеющими доступ к финансированию на приемлемых условиях, и теми, которые лишены этого и которые в результате отстают еще больше.
Цифры говорят сами за себя. Разрешите мне привести три показателя.
Дефицит финансирования ЦУР превратился в целую пропасть, по оценкам, он составляет 3,9 трлн. долл. в год.
Для развивающихся стран стоимость займов в восемь раз выше, чем для развитых, — это долговая ловушка.
А каждая третья страна в мире сегодня подвержена высокому риску бюджетного кризиса. Более 40 процентов людей, живущих в условиях крайней нищеты, приходятся на страны с серьезными долговыми нагрузками.
В недавнем прошлом был предпринят ряд дружественных усилий, направленных на то, чтобы помочь развивающимся экономикам пережить финансовый кризис: такие как Инициатива Группы двадцати по приостановке обслуживания долга и распределение Специальных прав заимствования Международным валютным фондом.
Но этого недостаточно.
Ваши Превосходительства,
Очевидно, что системные проблемы финансирования устойчивого развития требуют системного решения: реформирования глобальной финансовой архитектуры.
Ныне существующая система была создана в то время, когда многие современные развивающиеся страны еще находились под колониальным господством. Она сильно искажена в пользу развитых стран.
И все это время она не соответствовала темпам роста мировой экономики. Взнос в счет оплаченного капитала Всемирного банка в процентном отношении к мировому ВВП составляет лишь пятую часть от суммы 1960 года.
Я вновь призываю к проведению конференции, подобной Бреттон-Вудской, где нации могли бы собраться вместе, чтобы договориться о глобальной финансовой архитектуре, отражающей современные экономические реалии и соотношение сил.
Я рассчитываю на вашу поддержку предложенных реформ как в рамках Саммита будущего, так и после него.
Однако, несмотря на важность этих структурных реформ, они потребуют времени, а времени у нас мало.
Повестка дня на период до 2030 года может оказаться недостижимой для нас раньше, чем она принесет какие-то результаты.
Поэтому я призываю правительства предпринять немедленные шаги по спасению ЦУР.
Предложенный мною Механизм стимулирования реализации ЦУР (SDG Stimulus) позволит ежегодно выделять не менее 500 млрд. долларов США в виде доступного долгосрочного финансирования инвестиций в устойчивое развитие и борьбу с изменением климата.
Увеличение капитала многосторонних банков развития и изменение их бизнес-модели позволило бы правительствам значительно увеличить объемы инвестиций в развитие и в климатические программы.
Рекапитализация и совершенствование механизмов взаимодействия позволили бы банкам изменить свой подход к оценке рисков, улучшить условия кредитования и привлечь огромные объемы частного финансирования по разумной ставке для развивающихся стран.
Правительства могли бы создать эффективный механизм урегулирования долговых проблем, предусматривающий возможность приостановки платежей и включения в процесс частных кредиторов, который распространялся бы на страны со средним уровнем дохода.
Они также могли бы увеличить объем финансирования на случай непредвиденных обстоятельств. Я призываю к перенаправлению дополнительных 100 млрд. долл. в рамках специальных прав заимствования, в первую очередь через многосторонние банки развития, и к обращению к иным инновационным методам оказания помощи нуждающимся странам.
Развитые страны должны выполнять свои финансовые обязательства перед развивающимися, в том числе в отношении климатических вопросов.
Они должны выполнить обещание по предоставлению развивающимся странам 100 млрд. долларов США, кардинально увеличить адаптационное финансирование, пополнить Зеленый климатический фонд ООН и ввести в действие Фонд компенсации потерь и ущерба ко времени проведения КС-28.
Кроме того, все страны должны привести национальные бюджеты в соответствие с ЦУР, а также решить проблему снижения налоговых ставок и незаконных финансовых потоков.
Ваши превосходительства,
Дискуссии о реформе финансовой системы ведутся от Бриджтауна до Парижа и Дели.
Я приветствую поддержку Группой двадцати Механизма стимулирования реализации ЦУР, укрепления многосторонних банков развития и увеличения финансирования развития и климатических программ.
Декларация Саммита по ЦУР является ярким подтверждением необходимости принятия решительных финансовых мер для достижения Целей устойчивого развития.
Настало время перейти от слов к активным действиям.
Потому что ЦУР - обещание, данное народам мира, - не могут ждать.
Мир, разделенный на обеспеченных и неимущих, уже становится причиной глобального кризиса доверия.
Я призываю вас использовать данный Диалог высокого уровня в качестве площадки для конструктивного взаимодействия с упором на творческие и практические решения в области финансирования, которые могли бы быть реализованы в ближайшие месяцы и годы.
Вместе мы обязаны превратить этот кризис в момент возможностей, найти совместные финансовые решения для восстановления глобальной солидарности и придать новый импульс прогрессу в деле устойчивого развития и борьбы с изменением климата.
Спасибо.