СЮЖЕТ | Человек в зеркале: увидеть свое настоящее «я»

Чтв, 04/01/2021

1 апреля 2021 г. (Новости ООН

«Зеркало» – так называется короткий видеофильм, который в среду представили в Программе ООН по борьбе с ВИЧ/СПИДом (ЮНЭЙДС). О чем он? О том, как важно принять своего ребенка таким, какой он есть. О том, как трудно жить в «чужом» теле. О том, как радостно видеть себя в зеркале таким, каким видишь себя ты, а не зеркало. 

Трансгендерные персоны подвергаются дискриминации и остракизму - даже в собственных семьях. Фото Unsplash/Кайл

Действие фильма «Зеркало» происходит во время индийского фестиваля воздушных змеев. Мальчик, несмотря на уговоры матери, отказывается играть с другими детьми и убегает в дом. В комнате мальчик надевает женскую шаль, смотрит на свое отражение в зеркале и улыбается. Мать и бабушка застают его танцующим в таком виде. Музыка прекращается, и женщины, замерев, смотрят на мальчика. 

Это момент выбора: принять своего ребенка таким, какой он есть, или, возможно, сломать ему жизнь. В фильме мама с бабушкой присоединятся к танцу, но в жизни у таких историй редко бывает счастливый конец. В той же Индии 98 процентов трансгендерных людей либо сами покидают свои дома, либо их выгоняют родственники. В результате многие оказываются на улице без средств к существованию, не имея возможности получить образование и работу, и зачастую вынуждены заниматься оказанием сексуальных услуг. 

Статистика показывает, что трансгендерные подростки гораздо чаще остальных сверстников пытаются покончить жизнь самоубийством. Они сталкиваются с дискриминацией и в некоторых странах могут быть арестованы. Среди трансгендерных женщин – один из самых высоких показателей инфицирования ВИЧ, доходящий в некоторых случаях до 40 процентов.

Продюсер клипа Свати Бхаттачарья говорит, что ей хотелось запечатлеть поворотный момент «самоузнавания». «Либо вам не нравится тело, в котором вы живете, либо вы ненавидите общество, в котором живете, – объясняет она. – Я хотела показать, как они [трансгендерные персоны] видят то, что хотят видеть, а не то, как мир видит их». 

А взрослым она напоминает распространенный афоризм: «Легче принять ребенка, чем исправить сломленного взрослого». 

Хотя фильм снимался в Индии, его послание носит универсальный характер.

Ким Лав Блэк, трансгендерная женщина из Уганды. Фото ЮНЭЙДС

Ким Лав Блэк, трансгендерная женщина из Уганды, говорит, что фильм вызвал у нее отклик, потому что в том же возрасте она пережила похожие моменты, и это происходит до сих пор. «У меня все время случаются «зеркальные» моменты, особенно когда я выхожу на улицу», – отмечает она.

Блэк руководит общественной организацией Trans Positives Uganda, которая оказывает поддержку трансгендерным женщинам, секс-работницам и беженцам, живущим с ВИЧ. В Уганде гомосексуальность криминализована, поэтому она борется с устойчивой гомофобией и трансфобией среди своих сверстников и в обществе в целом, а также в медицинских учреждениях. Говоря о видео, она подчеркивает: «Мы должны использовать любые возможности для того, чтобы нас заметили». 

Каныкей - одна из немногих трансгендерных женщин, живущих в столице Кыргызстана Бишкеке, кто не скрывает свою идентичность. Фото ЮНЭЙДС 

Каныкей, которая не хотела бы называть свою фамилию, - одна из немногих трансгендерных людей, живущих в столице Кыргызстана Бишкеке, которые не скрывают свою идентичность. Она вспоминает, как в детстве надевала женские платки, как мальчик в фильме. Однако ее близкие не воспринимали это всерьез. С тех пор, как она себя помнит, Каныкей чувствовала себя девочкой. «Они смеялись, считая, что маленький ребенок просто играет, но со временем это стало восприниматься по-другому, как в семье, так и в обществе», – рассказывает она.

Ей пришлось изменить свое поведение – она старалась вести себя, как мужчина. Пять лет назад, незадолго до смерти бабушки, которая ее вырастила, Каныкей начала подумывать о том, чтобы совершить [гендерный] переход, но бабушке сказать правду так и не решилась. «Я постоянно жила с этим конфликтом гендерной идентичности, пока не решила … стать тем, кем я себя ощущаю», – сказала Каныкей.

Ариадна Рибейро, бразильская трансгендерная женщина, вспоминает свой собственный «зеркальный момент» – попытку найти себя в зеркале. Фото ЮНЭЙДС

Ариадна Рибейро, бразильская трансгендерная женщина, вспоминает свой собственный «зеркальный момент» – попытку найти себя в зеркале. Тогда ее это напугало. «Я всегда страшно боялась, что люди могут увидеть меня в зеркале так, как я вижу себя, и моя тайна будет раскрыта, а я не была к этому готова», – рассказывает она. «Мне кажется, что видео приближает существующую реальность к идеальной, к полному принятию, которого я не испытала, дожив до 40 лет». 

Активистка со стажем, а теперь советник ЮНЭЙДС, Ариадна Рибейро отмечает, что изменения происходят, но медленно. 

Именно это и стремилась показать Свати Бхаттачарья в своем фильме. Для нее работа имеет смысл, когда в результате что-то сдвигается с места. «Я хотела пригласить людей к обсуждению этой темы и дать им возможность продолжить диалог».

В ЮНЭЙДС выпустили фильм «Зеркало» в Международный день видимости трансгендерных людей. В организации утверждают, что гендерное разнообразие – это не выбор образа жизни, а неотъемлемое право всех людей. 

В материале использовался контент с сайта ЮНЭЙДС.